ОТВЕТЫ НА ЗАДАНИЯ ОТБОРОЧНОГО ЭТАПА 2023


КРАТКИЕ ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЯМ ОТБОРОЧНОГО ЭТАПА КОНКУРСА "ЭКСПЕРИМЕНТАРИУМ" В 2023 ГОДУ

8-9 классы

Задание 1.

На фотографии показан цветок комнатной фиалки, лепестки которого изменили свою окраску при действии на него веществ Х и Y.

1.               Предложите вещества Х и Y.

2.               Кратко объясните причину изменения окраски лепестков.

Ответ

1.     Вещества Х и Y могут быть любой кислотой и щелочью.

2.     Окраска меняется из-за наличия пигмента, имеющего индикаторные свойства.


Задание 2.

На фотографии показаны образцы 8 кристаллических солей. Известно, что в состав этих веществ входят 5 металлических элементов, среди которых 4 – d-металлы. Из приведенных солей 3 разлагаются при нагревании с образованием простых веществ-металлов, обладающих пирофорными свойствами.

1.     Какие соли могут соответствовать образцам, содержащимся в пробирках?

Ответ

Участники конкурса предложили множество различных вариантов, которые как удовлетворяли условию задачи, так и нет. Если предложенная соль удовлетворяла условию, но не являлась той, которая была действительно сфотографирована – такой вариант ответа засчитывался. Реально же на фото представлены следующие соли (слева направо): цитрат железа (III), железный купорос, медный купорос, формиат никеля (II), иодид сурьмы (III), нитрат меди (II), формиат кобальта (II), оксалат железа (II).

Задание 3.

Посмотрите видеофрагмент.

1.        Идентифицируйте металл Х, фольгу из которого опускают в пробирку, и коричнево-бурую жидкость Y.

2.         Если к веществу, полученному в результате взаимодействия веществ Х и Y прилить воду, будет наблюдаться сильное разогревание, вплоть до закипания воды. Объясните данное явление.

            Ответ

1.          Металл Х – алюминий, жидкость Y – бром.

2.    Разогревание объясняется сильно экзотермической реакцией безводного бромида алюминия с водой.

          Задание 4.

Посмотрите видеофрагмент.

1.          Предложите вещество Х, удовлетворяющее условиям опыта.

2.     Напишите уравнения проделанных реакций, укажите причины изменения окраски веществ после добавления раствора аммиака и пероксида водорода.

           Ответ

В задании веществом Х являлась соль Mn2+, растворимая в воде. Принимались ответы с любыми солями марганца.

Бежевый осадок – Mn(OH)2, коричнево-черный осадок – MnO2.

Задание 5.

Посмотрите видеофрагмент.

1.               Определите вещества Х и Y, если это натриевые соли кислородсодержащих кислот, молярные массы которых отличаются в 1,1887 раз.

2.               Напишите уравнения реакций, показанные в видеофрагменте.

           Ответ

Соль Х и Y – карбонат и сульфит натрия.

 

                                                                                10-11 классы

           Задание 1.

На фотографии показан взаимодействие органического вещества Х с неорганической солью Y, избыток которой в реакции с другой неорганической солью Z вызывает появление красной окраски.

1.               Предложите вещества Х, Y, Z, удовлетворяющие условиям опыта.

2.               Напишите уравнения протекающих реакций.

            Ответ

Вещество Х -фенол, Y – хлорид железа (III), Z – роданид калия (натрия, аммония).

Задание 2.

На фотографии показана смесь из двух несмешивающихся жидкостей, окрашенных в разные цвета. Нижний водный слой окрашен из-за присутствия кислородсодержащего аниона, содержащегося в составе соли Х, а верхний органический слой, окрашен благодаря наличию бинарного соединения Y, образующегося при действии на нижний слой окислителем.

1.               Предложите вещества X, Y, удовлетворяющие условиям опыта.

2.               Напишите уравнение реакции получения Y из Х.

3.               Почему наличие органического слоя крайне важно для получения вещества Y?

Ответ

Соль Х – дихромат калия, бинарное соединение Y – пероксид хромила (СrO5 или СrO(O2)2.

Наличие органического вещества стабилизирует пероксид и предотвращает его быстрое разложение.

Задание 3.

Посмотрите видеофрагмент.

1.               Предложите вещество Х, удовлетворяющее условиям опыта.

2.               Напишите уравнения проделанных реакций, укажите причины изменения окраски веществ.

            Ответ

Вещество Х – любая растворимая соль Pb2+. Черный осадок – PbS. Белый осадок – PbSO4.

            Задание 4.

Посмотрите видеофрагмент.

1.               Предложите вещества Х, Y, участвующие в реакции и удовлетворяющее условиям опыта.

2.               Напишите уравнение проделанной реакции.

            Ответ

Вещества Х и Y – хромат калия и нитрат серебра. Образуется красно-коричневый осадок хромата серебра.

Многие участники предположили, что в данном опыте реагируют щелочь и соли Fe3+ c образование осадка Fe(OH)3, однако такие ответы не засчитывались, т.к. осадок Fe(OH)3 – гелеобразный, а осадок, образование которого демонстрируется на видео, такой характеристикой не обладает.

           Задание 5.

Посмотрите видеофрагмент.

1.               Определите вещества Х, Y, Z, N, если среди них три сложных и одно простое вещество. Вещества, которые образуются в результате реакции, являются комплексными соединениями.

2.     Напишите уравнения реакций, показанные в видеофрагменте.

            Ответ

Вещества X и Y – соль Fe3+ и желтая кровяная соль.

Вещества Z и N – иод и крахмал,